Скрипка

Скрипка
Скрипка

Скрипка — струнный смычковый инструмент, самый высокий по звучанию, наиболее богатый по выразительным и техническим возможностям среди инструментов скрипичного семейства. Полагают, что непосредственной предшественницей скрипки была так называемая лира да браччо, ведущая происхождение от старинных виол; подобно скрипке, этот инструмент держали у плеча (итальянское braccio — плечо), приемы игры также были схожи со скрипичными. С середины XVI века скрипка утверждается в музыкальной практике как сольный и ансамблевый инструмент. Многие поколения мастеров работали над усовершенствованием конструкции и улучшением звуковых качеств скрипки. История сохранила имена А. и Н. Амати, А. и Д. Габриели, А. Страдивари — выдающихся итальянских мастеров конца XVI — начала XVIII века, создавших образцы скрипок, которые до сих пор считаются непревзойденными.

Корпус скрипки имеет характерную овальную форму с выемками по бокам. Обечайка соединяет две деки инструмента (на верхней прорезаны специальные отверстия — эфы). Над грифом натянуты четыре струны, настроенные по квинтам: соль-ре-ля-ми.

Диапазон скрипки охватывает четыре октавы (соль малой октавы — соль 4-й октавы), однако с помощью флажолетов можно извлечь и ряд более высоких звуков. Техника игры на скрипке многообразна. Основной прием звукоизвлечения — ведение смычка по струнам. Из применяемых при этом штрихов, прежде всего, следует указать legato (плавное ведение смычка), detache (направление движения смычка меняется на каждом звуке), spiccato («прыгающий» смычок) и tremolo (быстрое повторение звуков при помощи «дрожащего» смычка). Особым приемом игры служит pizzicato, т. е. извлечение звука щипком пальцев, без применения смычка.

Скрипка — инструмент преимущественно одноголосный. Однако на ней извлекаются гармонические интервалы и даже четырехзвучные (слегка арпеджированные) аккорды.

Сочетая различные приемы звукоизвлечения — агсо (смычком) и pizzicato — скрипач может исполнять мелодию одновременно с несложным сопровождением. Тембр скрипки певучий, богатый звуковыми и динамическими оттенками, по выразительности приближается к человеческому голосу. Для изменения тембра во время игры иногда применяют сурдину. Скрипке, обладающей исключительной технической подвижностью, часто поручается исполнение трудных и быстрых пассажей, широких мелодических скачков, различного рода трелей, тремоло. Для этого инструмента существует обширная литература, включающая произведения разных жанров — от пьес и этюдов до монументальных концертов. Широкой известностью пользуются сонаты для скрипки И. С. Баха, Г. Генделя, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, И. Брамса, С. Франка, С. Прокофьева и др. Выдающиеся образцы скрипичного концерта созданы Н. Паганини, Ф. Мендельсоном, П. Чайковским, А. Глазуновым, Я. Сибелиусом, Б. Бартоком, Д. Шостаковичем, А. Хачатуряном, Д. Кабалевским и др. Скрипки играют ведущую роль в струнном квартете, камерных ансамблях, симфоническом оркестре.

История скрипичного исполнительства выдвинула большую плеяду блестящих виртуозов. Это — гениальный Н. Паганини, замечательные скрипачи и педагоги А. Вьетан, Г. Венявский, И. Иоахим, Л. Ауэр, Э. Изаи, Ф. Крейслер, М. Полякин. Широчайшей известностью пользуется искусство Я. Хейфеца, И. Менухина, И. Стерна, Д. Ойстраха, Л. Когана.

О других музыкальных классических инструментах читаем ниже.

Струнные смычковые и щипковые инструменты

Духовые инструменты

Ударные инструменты

Клавишные инструменты

Если Вам понравилось, то смело делимся с друзьями.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *