Фортепиано

Фортепиано
Фортепиано

Фортепиано — струнно-клавишный инструмент, получивший исключительное значение в музыкальной практике благодаря огромному диапазону и универсальным техническим возможностям.

Изобретение фортепиано относится к началу XVIII века и связано с именем итальянского мастера Б. Кристофори. Заимствовав ряд конструктивных особенностей клавесина и клавикорда, он применил принципиально новый способ звукоизвлечения.

При нажатии клавиши специальная механика приводит в действие обтянутый войлоком молоточек, который ударяет по струне. В момент отпускания клавиши особые глушители — демпферы — прекращают звучание струны. В зависимости от силы удара получается звук большей или меньшей громкости; таким образом, на новом инструменте можно было играть и пиано и форте: отсюда и название инструмента — пианофорте (позднее — фортепиано).

Первые образцы этого инструмента были несовершенны; их звучание отличалось резкостью, недостаточной тембровой выразительностью, а диапазон был ограниченным. Однако, претерпев ряд усовершенствований, фортепиано к концу XVIII века постепенно вытеснило клавикорд и клавесин с их слабым звуком и небогатыми динамическими возможностями. Важным шагом на этом пути было появление педалей, значительно обогативших звуковые и технические ресурсы фортепиано. В 1-й четверти XIX века парижский мастер С. Эрар изобрел механику с так называемой «двойной репетицией», дававшей возможность исполнителю быстро повторять один и тот же звук, почти не снимая пальцев с клавишей.

Уже при Л. Бетховене фортепиано становится ведущим инструментом в концертной практике и домашнем быту. Поиски более яркого, насыщенного звучания привели к удлинению струн, большему их натяжению (что вызвало, в свою очередь, появление прочной чугунной рамы). Закрепляются основные разновидности фортепиано — рояль и пианино, широко распространенные и поныне.

Для фортепиано создана обширнейшая литература, которая по художественному значению и ценности соперничает с симфонической. К лучшим образцам фортепианного концерта можно отнести концерты И. С. Баха, И. Гайдна, В. А. Моцарта (хотя эти композиторы писали для клавира, их сочинения с полным основанием причисляют к фортепианной литературе), Л. Бетховена, Р. Шумана, Ф. Шопена, Ф. Листа, И. Брамса, Э. Грига, П. Чайковского, С. Рахманинова, С. Прокофьева, Б. Бартока и др.

История исполнительства выдвинула огромную плеяду выдающихся виртуозов. Вершинные достижения в области пианизма связаны с именами Ф. Листа, А. Рубинштейна, Ф. Бузони, С. Рахманинова, И. Гофмана, В. Гизекинга, А. Корто, В. Софроницкого и др. В наши дни широчайшей известностью пользуется искусство С. Рихтера, Э. Гилельса, В. Горовица, А. Микеланджели, А. Рубинштейна, В. Клиберна и др.

О других музыкальных классических инструментах читаем ниже.

Струнные смычковые и щипковые инструменты

Духовые инструменты

Ударные инструменты

Клавишные инструменты

Если Вам понравилось, то смело делимся с друзьями.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *