Фортепиано

Фортепиано — струнно-клавишный инструмент, получивший исключительное значение в музыкальной практике благодаря огромному диапазону и универсальным техническим возможностям.
Изобретение фортепиано относится к началу XVIII века и связано с именем итальянского мастера Б. Кристофори. Заимствовав ряд конструктивных особенностей клавесина и клавикорда, он применил принципиально новый способ звукоизвлечения.
При нажатии клавиши специальная механика приводит в действие обтянутый войлоком молоточек, который ударяет по струне. В момент отпускания клавиши особые глушители — демпферы — прекращают звучание струны. В зависимости от силы удара получается звук большей или меньшей громкости; таким образом, на новом инструменте можно было играть и пиано и форте: отсюда и название инструмента — пианофорте (позднее — фортепиано).
Первые образцы этого инструмента были несовершенны; их звучание отличалось резкостью, недостаточной тембровой выразительностью, а диапазон был ограниченным. Однако, претерпев ряд усовершенствований, фортепиано к концу XVIII века постепенно вытеснило клавикорд и клавесин с их слабым звуком и небогатыми динамическими возможностями. Важным шагом на этом пути было появление педалей, значительно обогативших звуковые и технические ресурсы фортепиано. В 1-й четверти XIX века парижский мастер С. Эрар изобрел механику с так называемой «двойной репетицией», дававшей возможность исполнителю быстро повторять один и тот же звук, почти не снимая пальцев с клавишей.
Уже при Л. Бетховене фортепиано становится ведущим инструментом в концертной практике и домашнем быту. Поиски более яркого, насыщенного звучания привели к удлинению струн, большему их натяжению (что вызвало, в свою очередь, появление прочной чугунной рамы). Закрепляются основные разновидности фортепиано — рояль и пианино, широко распространенные и поныне.
Для фортепиано создана обширнейшая литература, которая по художественному значению и ценности соперничает с симфонической. К лучшим образцам фортепианного концерта можно отнести концерты И. С. Баха, И. Гайдна, В. А. Моцарта (хотя эти композиторы писали для клавира, их сочинения с полным основанием причисляют к фортепианной литературе), Л. Бетховена, Р. Шумана, Ф. Шопена, Ф. Листа, И. Брамса, Э. Грига, П. Чайковского, С. Рахманинова, С. Прокофьева, Б. Бартока и др.
История исполнительства выдвинула огромную плеяду выдающихся виртуозов. Вершинные достижения в области пианизма связаны с именами Ф. Листа, А. Рубинштейна, Ф. Бузони, С. Рахманинова, И. Гофмана, В. Гизекинга, А. Корто, В. Софроницкого и др. В наши дни широчайшей известностью пользуется искусство С. Рихтера, Э. Гилельса, В. Горовица, А. Микеланджели, А. Рубинштейна, В. Клиберна и др.

Альт

Английский рожок

Арфа

Балалайка

Банджо

Барабаны

Баян

Бубен

Валторна

Вёрджинел

Виола

Виолончель

Волынка

Гитара

Гобой

Гонг

Домра

Кастаньеты

Клавесин

Клавикорд

Кларнет

Колокола

Колокольчики

Контрабас

Корнет

Ксилофон

Литавры

Лютня

Мандолина

Орган

Пианино

Рояль

Саксофон

Скрипка

Тарелки

Треугольник

Тромбон

Труба

Туба

Фагот

Фисгармония

Флейта

Челеста