Скрипка

Прослушаем как звучит наш инструмент

Скрипка


Скрипка — струнный смычковый инструмент, самый высокий по звучанию, наиболее богатый по выразительным и техническим возможностям среди инструментов скрипичного семейства. Полагают, что непосредственной предшественницей скрипки была так называемая лира да браччо, ведущая происхождение от старинных виол; подобно скрипке, этот инструмент держали у плеча (итальянское braccio — плечо), приемы игры также были схожи со скрипичными. С середины XVI века скрипка утверждается в музыкальной практике как сольный и ансамблевый инструмент. Многие поколения мастеров работали над усовершенствованием конструкции и улучшением звуковых качеств скрипки. История сохранила имена А. и Н. Амати, А. и Д. Габриели, А. Страдивари — выдающихся итальянских мастеров конца XVI — начала XVIII века, создавших образцы скрипок, которые до сих пор считаются непревзойденными.
Корпус скрипки имеет характерную овальную форму с выемками по бокам. Обечайка соединяет две деки инструмента (на верхней прорезаны специальные отверстия — эфы). Над грифом натянуты четыре струны, настроенные по квинтам: соль-ре-ля-ми.
Диапазон скрипки охватывает четыре октавы (соль малой октавы — соль 4-й октавы), однако с помощью флажолетов можно извлечь и ряд более высоких звуков. Техника игры на скрипке многообразна. Основной прием звукоизвлечения — ведение смычка по струнам. Из применяемых при этом штрихов, прежде всего, следует указать legato (плавное ведение смычка), detache (направление движения смычка меняется на каждом звуке), spiccato («прыгающий» смычок) и tremolo (быстрое повторение звуков при помощи «дрожащего» смычка). Особым приемом игры служит pizzicato, т. е. извлечение звука щипком пальцев, без применения смычка.
Скрипка — инструмент преимущественно одноголосный. Однако на ней извлекаются гармонические интервалы и даже четырехзвучные (слегка арпеджированные) аккорды.
Сочетая различные приемы звукоизвлечения — агсо (смычком) и pizzicato — скрипач может исполнять мелодию одновременно с несложным сопровождением. Тембр скрипки певучий, богатый звуковыми и динамическими оттенками, по выразительности приближается к человеческому голосу. Для изменения тембра во время игры иногда применяют сурдину. Скрипке, обладающей исключительной технической подвижностью, часто поручается исполнение трудных и быстрых пассажей, широких мелодических скачков, различного рода трелей, тремоло. Для этого инструмента существует обширная литература, включающая произведения разных жанров — от пьес и этюдов до монументальных концертов. Широкой известностью пользуются сонаты для скрипки И. С. Баха, Г. Генделя, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, И. Брамса, С. Франка, С. Прокофьева и др. Выдающиеся образцы скрипичного концерта созданы Н. Паганини, Ф. Мендельсоном, П. Чайковским, А. Глазуновым, Я. Сибелиусом, Б. Бартоком, Д. Шостаковичем, А. Хачатуряном, Д. Кабалевским и др. Скрипки играют ведущую роль в струнном квартете, камерных ансамблях, симфоническом оркестре.
История скрипичного исполнительства выдвинула большую плеяду блестящих виртуозов. Это — гениальный Н. Паганини, замечательные скрипачи и педагоги А. Вьетан, Г. Венявский, И. Иоахим, Л. Ауэр, Э. Изаи, Ф. Крейслер, М. Полякин. Широчайшей известностью пользуется искусство Я. Хейфеца, И. Менухина, И. Стерна, Д. Ойстраха, Л. Когана.

Альт

Английский рожок

Арфа

Балалайка

Банджо

Барабаны

Баян

Бубен

Валторна

Вёрджинел

Виола

Виолончель

Волынка

Гитара

Гобой

Гонг

Домра

Кастаньеты

Клавесин

Клавикорд

Кларнет

Колокольчики

Контрабас

Корнет

Ксилофон

Литавры

Лютня

Мандолина

Орган

Пианино

Рояль

Саксофон

Тарелки

Треугольник

Тромбон

Труба

Туба

Фагот

Фисгармония

Флейта

Фортепиано

Челеста