Орган

Прослушаем как звучит наш инструмент

Орган


Орган — клавишный духовой инструмент, отличающийся огромными размерами, богатством тембровых и динамических оттенков. Название его произошло от латинского слова organum; так в древние времена называли музыкальные инструменты вообще (греческое organon — орудие, инструмент). Предшественницей органа считается так называемая «флейта Пана» — набор тростниковых дудочек различной величины. Для того чтобы звук можно было извлечь одновременно из всех трубочек, их снабдили воздушными мехами; так возникли примитивные образцы органов, получившие широкое распространение у древних народов. Во II столетии до н. э. в Александрии был изобретен гидравлический орган (воздух нагнетался при помощи водяного пресса). Впоследствии такой тип органа стал известен и в Европе. Однако он был постепенно вытеснен усовершенствованным воздушным органом; такие инструменты появились в Византии в IV веке, позднее они стали изготовляться в Чехии, Германии, Италии. С XI века органы, снабженные воздушными мехами, устанавливались в церквах крупнейших европейских городов. К этому же времени относится и начало коренного усовершенствования конструкции инструмента: появляется клавиатура, вводятся оловянные трубы (вместо ранее употреблявшихся медных). В XV веке была изобретена педаль — басовая клавиатура для ног, позволявшая исполнителю извлекать звуки самого низкого регистра. Ручная клавиатура также подвергалась усовершенствованию: к XVI веку в ней было уже 5 террасообразно расположенных рядов (так называемых мануалов), и музыкант мог попеременно играть на каждом из них любой рукой; при этом диапазон каждого мануала доходил до 5 октав. Кроме того, в органе были установлены регистровые переключатели, благодаря которым тембровые возможности инструмента резко возросли: орган мог «имитировать» не только флейту, гобой, но и целые оркестровые группы; иногда его звучание напоминало хор. Эти тембровые особенности связаны, прежде всего, с конструкцией инструмента и количеством трубок; каждая клавиша соединена с несколькими десятками, иногда сотнями труб, которые издают звуки одинаковой высоты, но разной окраски; количество труб доходит порой до нескольких десятков тысяч.
В XIV-XVIII веках орган получил широкое распространение в Европе. Его называют «королем инструментов». Соборы, резиденции знатных феодалов украшали различного рода органы (среди них — небольшие, «комнатные» и величественные, достигающие гигантских размеров). Большое внимание уделялось внешнему виду инструмента: до наших дней в органах сохраняется пышный декоративный «фасад», ставший традиционным. Многие крупнейшие композиторы XVI-XVIII веков были выдающимися виртуозами-органистами и охотно сочиняли для этого инструмента не только церковную, но и светскую музыку. В числе таких музыкантов — Д. Фрескобальди, Д. Букстехуде, И. С. Бах, Г. Гендель.
В XIX веке орган был несколько оттеснен бурным развитием симфонической, камерной и фортепианной музыки. Однако и в этот период создавались сольные органные пьесы (Ф. Лист, С. Франк); орган «проник» в симфоническую и оперную музыку (Третья симфония К. Сен-Санса, оперы «Фауст» Ш. Гуно, «Орлеанская дева» П. Чайковского и др.). В наше время интерес к органу чрезвычайно велик. Обилие литературы, созданной старинными мастерами, новые технические возможности (современные органы снабжены электропневматическими или электрическими механизмами), — все это привлекает к органу пристальное внимание композиторов и исполнителей. Орган использовали в своих произведениях А. Скрябин, И. Стравинский, А. Онеггер, С. Прокофьев и другие современные композиторы.

Альт

Английский рожок

Арфа

Балалайка

Банджо

Барабаны

Баян

Бубен

Валторна

Вёрджинел

Виола

Виолончель

Волынка

Гитара

Гобой

Гонг

Домра

Кастаньеты

Клавесин

Клавикорд

Кларнет

Колокола

Колокольчики

Контрабас

Корнет

Ксилофон

Литавры

Лютня

Мандолина

Пианино

Рояль

Саксофон

Скрипка

Тарелки

Треугольник

Тромбон

Труба

Туба

Фагот

Фисгармония

Флейта

Фортепиано

Челеста